Книга "Закономерная случайность"
Воображение
[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]Сказанное в предыдущей главе справедливо в отношении многих животных, так как относится к общим функциям сознания. Но применительно к человеку текущая модель намного более функциональна из-за добавления воображаемой компоненты. На каком-то этапе эволюционного пути человек научился концентрировать внимание даже на том, чего нет в действительности. В текущую модель стали попадать образы общей модели, не проходя через "фильтр" органов чувств. Можно предположить, что вначале это больше походило на аномалию. Первый такой индивидуум, несомненно, выделялся своим поведением среди соплеменников. Трудно сказать, чего было больше вначале от такого отклонения - пользы или вреда. Но данная особенность закрепилась в последующих поколениях и стала развиваться. Значит, какая-никакая польза была.
Сегодня такую особенность нельзя назвать отклонением, так как, благодаря древней мутации, мы обрели способность мечтать, оперировать абстракциями, заниматься творчеством и добиваться высоких целей. Всё это оказалось возможным благодаря разделению текущей модели на две компоненты: фактическую и воображаемую.
Важно отметить, что обе компоненты используют одни и те же ресурсы мозга. Между ними даже прослеживается жёсткая конкуренция в борьбе за главный ресурс - внимание. "Вместо шапки на ходу он надел сковороду", - так описал Самуил Маршак поведение рассеянного человека в известном стихотворении. Поэт высказался слегка утрировано, но все мы не раз замечали нечто подобное за собой или другими людьми. Когда мы "витаем в облаках", наше внимание почти полностью обслуживает только воображаемую компоненту текущей модели. На фактическую ресурса не хватает - отсюда и всякие чудачества. Фактическая компонента текущей модели перестаёт обновляться и контролировать наше поведение. В этом состоянии мы можем и кофе налить мимо чашки, и одеться не по погоде. Другая крайность - занятие, требующее максимального присутствия в реальности. Попробуйте, например, решать математические задачи, играя в теннис. Тоже ничего хорошего не выйдет: в процессе игры решать задачи не получится. В этом случае внимание будет обслуживать только фактическую компоненту текущей модели, а на воображаемую ресурса не останется. Часто нам удаётся совмещать два разных занятия, если каждое из них в отдельности требует не слишком много внимания. Например, мы можем одновременно пришивать пуговицу и смотреть телевизор, переводя взгляд с одного предмета на другой и обратно, или во время еды обдумывать какие-то дела. Так или иначе, но ресурс внимания у всех жёстко ограничен, и при этом он делится между двумя столь разными компонентами.
В текущей модели возможны и ошибки. Ошибки фактической компоненты в лучшем случае оборачиваются совершением бесполезных движений (непопаданием ниткой в иголку, например), в худшем - получением травмы. В подобных случаях возникает несоответствие между моделью и реальностью. Правильная работа текущей модели проявляется в том, что происходящие вокруг субъекта события соответствуют его ожиданиям и не преподносят сюрпризов. Ошибки воображаемой компоненты более разнообразны, как и их последствия. Но почти всегда эти последствия наступают намного позже.
В некоторых случаях проблема разделения внимания становится особенно важной. Все знают, что переходя проезжую часть улицы, нужно отбросить посторонние мысли и полностью сконцентрироваться на реальной обстановке. Иначе говоря, текущая модель должна содержать только фактическую компоненту, что позволит ей точнее соответствовать событиям и предметам физического мира. Вмешательство воображаемой компоненты (например, из-за разговора по телефону) снижает точность модели, и может привести к ошибочным действиям. Также и наоборот, в безопасной обстановке можно строить планы и заниматься чем-то творческим. А это лучше всего получается, когда воображаемая компонента полностью захватывает внимание.
Следует отметить ещё одно важное свойство модели: события, происходящие в ней, обратимы, в отличие от событий физического мира. Ваза, разбитая в реальности, не может вернуться в исходное состояние, но аналогичный случай в модели легко "отмотать" обратно. Мы можем моделировать в воображении события, которых нет в действительности. Благодаря своей обратимости, модель предоставляет нам возможность выбирать те или иные действия, даже если любое из них вызовет необратимые события в физическом мире.
В работе воображаемой компоненты имеются отличия по сравнению с фактической. Первое отличие в том, что для добавления образа цели в текущую модель не обязательно участие внешнего или внутреннего раздражителя. Целевой образ может самопроизвольно проявить активность. Также это может произойти в результате ассоциативного влияния другого образа. Ещё отличие в том, что здесь образ цели - плод воображения. Он бесконечно далёк от реальной ситуации. Да и реальная исходная ситуация может быть замещена воображаемым образом. Поэтому активные действия по достижению цели невозможны, а соответствующие навыки не вызывают мышечных сокращений. Они представляют собой заготовки обобщенных решений, которые в будущем, на этапе активных действий под управлением фактической компоненты, могут быть детализированы до уровня мышечных сокращений. Работа воображения - это лишь подготовительный этап на пути к цели. Однако принцип, по которому навыки реагируют на комбинацию ситуации и цели, действует так же, как и в фактической компоненте. В сущности, задача навыков - сделать так, чтобы текущая модель не имела цели. Цель является раздражающим фактором для навыков. И хорошо, когда среди них находится тот, который способен решить задачу. Если же нужного навыка нет, в воображении разыгрывается целая буря творческого поиска. Но об этом чуть позже.
[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]