Книга "Закономерная случайность"

Модель мира

[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]

С самого рождения мозг человека ведёт большую работу по изучению окружающего мира. В этом смысле все мы - хотим того или нет - исследователи. Мы видим, слышим, ощущаем. Разрозненные факты накапливаются, обобщаются и создают основу представлений о мире. Структурированное множество образов развивается, обрастает закономерностями, навыками и фактами. Постепенно формируется модель мира.

Модель мира, или общая модель, подобна детскому конструктору, из деталей которого можно собрать множество маленьких моделей, но только одну в каждый момент времени. Как и в конструкторе, в модели мира существуют свои правила соединения "деталей" - не все её образы совместимы между собой. Например, сочетание "резиновый гвоздь" вызывает противоречие. Как и в наборе-конструкторе, в модели мира можно выделить группы "деталей" определенного назначения. Среди них стоит отметить такие, как образ собственного "Я", первичный целевой образ (образ счастья) и навыки (подобие готовых алгоритмов на разные случаи). Прочие образы общей модели - это факты (Земля круглая), закономерности (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов), причинно-следственные связи (нет дыма без огня).

Образ собственного "Я" объединяет в себе множество более простых образов, касающихся лично себя. В фантастических произведениях, где машины обретают некоторые человеческие качества, часто этот образ преподносится как самый загадочный и необъяснимый элемент сознания. В действительности это не так. Появление данного образа в модели мира объясняется тривиальной закономерностью: как бы ни менялась окружающая обстановка, куда бы мы ни уходили, с нами всегда кто-то, и это - мы сами. Мы можем снять с себя всю одежду, обувь и прочие предметы, но непременно наступит предел, когда уже ничего снять нельзя - всё остальное всегда с нами. Мы можем скрыться от кого угодно, кроме одного человека - себя. Эти факты и приводят к выделению особой группы образов в общей модели.

Многие могли видеть котёнка, который вертится, пытаясь догнать собственный хвост. Но видел ли кто-нибудь взрослого кота, занятого тем же? Для взрослых зверей такое поведение нетипично. Причина в том, что котёнок ещё не вполне разобрался, что относится к окружающему миру, а что - к его собственному телу. Взрослый кот уже знает, что хвост - это и так его собственное достояние, а потому гоняться за ним нет смысла. Следовательно, наши хвостатые друзья тоже способны осознавать себя самостоятельной единицей этого мира.

Всё, что с нами происходит с самого рождения - и хорошее и плохое - также обобщается и накапливается в модели мира, формируя первичный целевой образ. В нём содержится всё то, к чему мы стремимся, и то, чего мы избегаем. Этот образ непосредственно влияет на наше поведение. Обозначая основные (первичные) цели, он заставляет нас преследовать или избегать те или иные события и обстоятельства. Существуют и вторичные цели. Они действуют, как и первичные, отличаясь только тем, что сами по себе нас не интересуют, и нужны лишь для достижения основной цели. Многие люди ходят на работу только для того, чтобы получить зарплату. Станет ли человек ходить на работу, зная, что не получит за неё зарплату? Если да, то такая работа преследует первичную цель. Если нет, то - вторичную.

Говорят, хорошо там, где нас нет. И это не шутка. Мы, действительно, в норме всегда испытываем, пусть и небольшую, неудовлетворённость тем, что имеем: благосостоянием, социальным статусом, жилищем, творческими успехами, кругом знакомств, здоровьем, внешностью и т.д. В этом "виноват" образ счастья. Из-за него человеку всегда есть, к чему стремиться. Ведь счастья много не бывает.

В своих мечтах мы "улетаем" туда и в то время, где нам хорошо. Когда человек молод, его мечты связаны целиком с будущим - там его ждёт всё самое лучшее. А вот пожилые люди частенько с ностальгией вспоминают свои молодые годы. Где-то между этими временами есть возраст, когда сталкиваются два противоположных взгляда, что нередко проявляется в виде кризиса среднего возраста - будущее, о котором мечтала молодость, оказалось недостаточно хорошим, но вернуться в прошлое, ставшее особенно ценным, уже нет возможности. Всё это тоже "шалости" образа счастья, заставляющего искать лучшее место и лучшее время.

Особое место в модели мира занимают навыки. Они представляют собой уже известные решения, применимые в знакомых ситуациях. Так же, как и образы цели, навыки могут быть связаны с фактической ситуацией, а могут - с воображаемой. В первом случае навык сводится к набору мышечных сокращений - рефлексу. Во втором - представляет собой сочетание образов, которые не вызывают мышечных сокращений, но содержат что-то вроде алгоритма для решения некоторого круга похожих задач. Первые работают в условиях фактически развивающихся событий и обеспечивают физическую активность - позволяют ходить, говорить, перемещать предметы. Вторые полезны в творческом процессе, когда идёт поиск решения задачи, то есть когда решение сводится к последовательности этих, уже имеющихся, навыков. Они могут быть детализированы до уровня рефлексов. В норме это возможно, если реальная ситуация начинает соответствовать данному навыку. Но между навыками связанными и не связанными с фактической ситуацией явной границы нет. При хорошем воображении навык, детализированный до уровня рефлекса, может вызвать мышечные сокращения даже в ситуации, где он абсолютно неприменим. Так, например, мысленно отрабатывая некий спортивный приём, человек может обнаружить подёргивание соответствующих мышц.

Грубо говоря, навык - это ответ на вопрос: что делать в такой-то ситуации, чтобы она изменилась и стала соответствовать такой-то цели. В некотором смысле навык является мостиком между ситуацией и целью. Но реальные ситуации никогда не повторяются в точности, поэтому навыки "оседают" в общей модели с различной степенью обобщения. Наибольшему обобщению подвергаются редко используемые навыки. И наоборот, часто используемые навыки наиболее детализированы, что повышает точность и скорость реакции на окружающие события. Это позволяет путём тренировок добиться особой ловкости в том или ином виде деятельности.

Модель мира также выполняет функцию долговременной памяти. Она формируется в течение всей жизни и не разрушается во время сна, в отличие от текущей модели, существующей только в сознании.

[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]