Книга "Закономерная случайность"

Что такое разум

[Оглавление] | [Следующая глава]

Мы называем себя "homo sapiens", что в переводе с латинского означает "человек разумный". Мы привыкли считать себя разумными существами, но что это означает? Далеко не каждый человек может дать более-менее чёткий и внятный ответ на этот вопрос. Считается, что среди обитателей Земли только мы обладаем разумом. Но раз так, то вполне логично искать ответ, сравнивая нас с прочими представителями животного мира. Хорошо бы выяснить, чем принципиально отличается мышление пусть самого глупого, но здорового человека от мышления самой умной обезьяны, кошки или коровы?

Существует мнение, что главное отличие - количественное. Если так, то имея большее количество нейронов, наш мозг всего лишь лучше справляется с теми же задачами, которые по силам и нашим лохматым соседям по планете. Но нетрудно заметить, что мышление человека обладает особенностями, которые не вписываются только в количественные различия. К такому мнению подталкивает и тот факт, что между людьми и животными слишком велик разрыв в умственных способностях - несоизмеримо больше таковых различий между разными видами других млекопитающих, хотя количественные различия в строении мозга у них достаточно велики. Тогда в чём главное различие?

Уникальное свойство человека состоит в способности к целеустремлённому поведению, когда цель непосредственно не связана с текущей ситуацией, а является плодом воображения. Суть этой способности заключается в умении активизировать воображаемый образ цели, сосредоточить на нём внимание и найти решение - выработать последовательность действий, позволяющую добиться осуществления данной цели. В то же время иные представители животного мира способны концентрировать внимание только на целях, связанных с текущей ситуацией. Воображение им недоступно. Такое существенное различие функций, тем не менее, не требует больших качественных различий в строении мозга, так как прочие функции во многом схожи.

Бывает, поведение некоторых животных позволяет заподозрить у них способность к преследованию воображаемой цели. Но это не более чем игра инстинктов. Птица вьёт гнездо, не понимая, зачем ей это надо. Грызуны прячут запасы на зиму вовсе не потому, что беспокоятся о питании в зимний период. Работу инстинктов в подобных случаях выдаёт уже тот факт, что подобное поведение характерно для всех особей популяции, а образ цели - явление индивидуальное. Люди могут преследовать разные цели, что, конечно же, не может быть объяснено инстинктами.

Целеустремленное поведение предполагает наличие образа цели. Но он, в общем-то, не является чем-то уникальным. Подобный образ используется мозгом практически любого животного. По-простому говоря, этот образ включает в себя множество представлений о хорошем и плохом, обо всём, к чему следует стремиться, и чего следует избегать. Его также можно назвать образом счастья. Формируется образ счастья, как правило, в течение всей жизни. Если сравнить его действие у человека и прочих представителей животного мира, то можно заметить важную особенность.

Для начала надо сказать, что существует общий для всех принцип работы данного образа. Эволюционно он более древний. По этому принципу возбуждение образа цели происходит сигналами, поступающими от органов чувств, или под влиянием внутренних потребностей организма. Независимо от того, является причина возбуждения внешней или внутренней, образ цели оказывается связанным с текущей ситуацией, то есть с тем, что имеет место здесь и сейчас. Например, если кошка заметила мышь, у неё возникает цель - желание изловить грызуна. Это внешняя причина возбуждения. Если мыши поблизости нет, то и желания ловить её у кошки не возникнет. Если же кошка голодна, у неё может возникнуть другая цель - раздобыть корм, причём это необязательно должна быть мышь. В таком случае работает внутренняя причина возбуждения образа цели - голод. В отсутствие голода желания раздобыть корм не возникает (кроме бесцельных инстинктивных случаев, упомянутых выше). В каждом из этих примеров имеется неразрывная связь цели с текущей ситуацией. Такое действие образа цели имеет очевидные ограничения. Но человек в процессе эволюции выработал еще один способ активизации цели, который оказался более универсальным, и, по-видимому, более совершенным. Ограничения были преодолены.

Для человека оказалось возможным сосредоточить внимание на любой цели, даже если она не имеет отношения к текущей ситуации. То есть образ цели перестал нуждаться в обязательном раздражителе. Он стал сам проявлять активность, но при этом сохранил и старый механизм возбуждения. Конечно, только лишь этим дело не ограничилось.

Когда цель связана с текущей ситуацией, то действия по её достижению могут начинаться непосредственно из этой ситуации, и, по большей части, являются рутиной. На помощь приходят имеющиеся навыки. В случае с воображаемой целью чаще всего невозможно сразу приступить к активным действиям по её достижению. Просто неизвестно, что нужно делать, если раньше не было аналогичных случаев. Иными словами, между текущей ситуацией и воображаемой целью бывает огромная пропасть. И прежде, чем что-то делать, необходимо выработать алгоритм достижения цели, а это уже чистое творчество. Вот тут и открывается обширное поле деятельности для разума. Но способность к творческому планированию действий развилась у людей вторично - в результате возникшей потребности. Прежде появилось воображение.

Наши хвостатые друзья неспособны действовать в направлении произвольной цели. Им не доступно воображение, без которого любая цель оказывается привязанной к текущей ситуации.

Следовательно, "человек разумный" - это "человек целеустремлённый". С этим связаны и некоторые другие наши качества, как, например, умение мечтать.

[Оглавление] | [Следующая глава]