Книга "Закономерная случайность"
Ум для машины
[Предыдущая глава] | [Оглавление]Машины должны становиться умнее. Это позволит и далее сокращать долю необходимого участия человека в технологических процессах, а также полностью автоматизировать те процессы, которые до сих пор без участия человека не обходились. Например, наведение чистоты на улицах города можно со временем полностью передать машинам. Применение умных машин в строительстве позволит возводить объекты намного быстрее и с меньшими затратами. Грубая механическая сила давно перестала быть решающим фактором в повышении эффективности машин. Так что дальнейший рост эффективности напрямую зависит от их ума. В зависимости от области применения машины те или иные способности у неё должны быть развиты в большей или меньшей степени.
Во времена первых ЭВМ люди надеялись, что с развитием технологий можно будет запрограммировать машину так, что она сможет выполнять различную работу подобно человеку. Технологии развивались, и становилось ясно, что возможности программирования в этом вопросе очень ограничены: невозможно запрограммировать всё разнообразие возможных ситуаций. Была и другая идея: "подсмотреть", как устроен мозг человека, и воспроизвести его искусственный аналог. У этой идеи до сих пор есть свои сторонники, но надо заметить, что даже если бы мы всё знали о строении и функционировании мозга, то для целей технического воплощения эти знания были бы бесполезны. Хотя бы из-за несоответствия "элементной базы". Но есть и третий вариант. Он продиктован самой природой.
Для создания действительно умных машин существует лишь один способ - машины должны пройти свой эволюционный путь. Как люди. И этот процесс давно идёт. Уже стал очевидным тот факт, что машина, взаимодействующая с объектами и событиями реального мира, должна обучаться. Одно лишь программирование без стадии обучения абсолютно неэффективно. Поэтому всё больше разработчиков сосредоточивают силы на технологиях обучения машин. Но что есть обучение? Это тоже маленький эволюционный путь, но для отдельно взятой машины. Без эволюции теперь в технике нельзя и шагу ступить. В дальнейшем технологии, основанные на эволюции будут только набирать свой вес.
У машин есть большое преимущество в обучении. Оно состоит в том, что одну обученную машину можно клонировать, и тогда результат обучения будет многократно растиражирован. Это очень удобно - не нужно обучать каждую машину по-отдельности, как в случае с обучением людей. Каждая машина-клон будет носителем такого же опыта и тех же навыков, как и остальные клоны. При наличии у машины воспоминаний, они также будут общими до момента клонирования. Далее, если разработчиком предусмотрено продолжение обучения, навыки и воспоминания у каждого экземпляра машины будут исключительно свои, что обеспечит им индивидуальность и в этом определённое сходство с людьми.
Следует ожидать, что эволюция разделит машины, по крайней мере, на две разновидности. Одни будут узко специализированы, предназначены для выполнения строго определённых работ. Соответственно, их способности и возможности будут развиты в направлении их деятельности. Поговорить с машиной этого типа на произвольную тему вряд ли получится. Машины другого типа будут предназначены для выполнения разных видов работ, а также для удобства общения с машинами из первой группы. Эти машины не будут иметь определённой специализации, а их механическая часть, скорее всего, будет во многом имитировать строение человеческого тела. Это позволит им замещать человека на его рабочем месте и управляться с оборудованием, которое обычно используют люди. Общение с машиной такого типа будет похоже на общение с человеком. Причём никакой имитации для этого не потребуется. Ведь если в машину посредством её обучения будет заложена модель мира, включая целевой образ, если будет обеспечена работа текущей модели, включая воображаемую компоненту, то возникнет и сознание, подобное человеческому. В природе нет таких законов, которые бы это запрещали.
Но есть ещё один вопрос, который волнует многих: может ли исходить опасность от машин, не восстанут ли они против людей? На этот вопрос можно ответить однозначно: машина опасна для человека ровно в такой же степени, как и обычная палка. Вопрос лишь в том, в чьих она руках. Об этом, конечно, нужно помнить. У самих машин естественным путём не может возникнуть ненависть к людям. Да и делить нам с машинами нечего - слишком разные экологические ниши. Но даже если и появится предмет спора, что крайне маловероятно, то это ещё не означает, что появится повод для вражды. Уж кто действительно представляет опасность для людей, так это - сами люди. И вообще, к машинам мы должны относиться, как к своим детям. Ведь это на самом деле так и есть. Они - наше творение. Какими мы их воспитаем, такими они и вырастут.
[Предыдущая глава] | [Оглавление]