Книга "Закономерная случайность"

Хаотическая природа мышления

[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]

Всю жизнь мы к чему-то стремимся, всегда чего-то хотим, ставим цели, строим планы и реализуем замыслы. Несмотря на великое разнообразие всех наших желаний, в этом бесконечном цикле можно выделить чередование трёх стадий: возникновение желания, поиск способа его осуществления и, собственно, процесс осуществления желаемого. И если первая стадия обычно не требует приложения каких-либо усилий, то над двумя другими приходится серьёзно работать. Интересно разобраться, как мы осуществляем свои замыслы.

Реализация любой задумки в конечном итоге сводится к последовательности некоторых активных действий. Разница в том, что иногда мы знаем, какие нужно предпринять действия и как следует поступать, чтобы осуществить желаемое, а иногда - нет. Для многих случаев у нас имеются готовые решения, основанные на прошлом опыте. В таких случаях мы, не задумываясь, действуем по готовому шаблону, рецепту, алгоритму. При этом стадия поиска решения отсутствует, что очень удобно, так как на неё не расходуется время. Ещё одно преимущество готового алгоритма состоит в том, что иногда его можно загрузить в машину, которая этот алгоритм исполнит, избавив нас от лишних хлопот. Если же мы берёмся за осуществление готового решения без применения техники, то все наши активные действия, в конечном итоге, сводятся к последовательности мышечных сокращений. При этом сам человек действует подобно машине, не напрягая интеллект.

Но наибольший интерес представляют случаи, когда готового решения нет. Ведь при этом до начала осуществления замысла необходимо отыскать способ, выработать план действий, подготовить алгоритм решения. Только после этого можно приступать к исполнению задуманного так же, как если бы алгоритм существовал изначально. Впрочем, необходимо отметить, что в реальности стадия поиска решения и стадия его исполнения редко бывают отделены друг от друга. Разделение стадий случается, когда алгоритм сначала - разрабатывается человеком, а затем - исполняется машиной. А в обычной нашей деятельности мы вынуждены не только заранее планировать свои действия, но и постоянно вносить поправки и уточнения в эти планы даже в процессе их исполнения. Но на методы поиска решения это принципиального влияния не оказывает. В любом случае поиск решения - это творческий процесс, который заслуживает более подробного рассмотрения.

В общем-то, творчество основано на тех же закономерностях, что и эволюция. Эти два слова применяются в разных случаях, но обозначают примерно один и тот же процесс. Любой продукт творческой деятельности, как и продукт эволюции, развивается в результате последовательности вносимых в него малых изменений.

Подобно тому, как частицы газопылевого облака в космическом пространстве, взаимодействуя друг с другом, образуют более крупные космические объекты, которые затем выстраиваются в организованную систему, состоящую из звезды и планет, мозг комбинирует образы общей модели, выстраивая структуры, среди которых появляется нужное решение. Конечно, решение мы находим гораздо быстрее, чем формируются звёздные системы.

В таких процессах обязательно участвует хаос. Но это вовсе не означает вмешательство беспорядка. Хаос, ограниченный условиями своей среды, действует направленно, выполняя созидательную функцию. Например, несмотря на хаотичность мутаций в биологических организмах, в целом, как известно, развитие в мире животных и растений носит направленный характер, не имея ничего общего с беспорядком.

Всё это касается самых общих принципов любого творчества, но в работе мозга можно выделить и вполне конкретные методы работы с информацией. Творчество в искусстве пока трогать не будем. Посмотрим, как среднестатистический человек справляется с повседневными задачами. В процессе поиска способа достижения цели, мозг использует ряд приёмов. Среди них стоит выделить такие, как обобщение цели, детализация общего решения, применение фактов и закономерностей, перебор вариантов и построение обратной цепочки.

Рассмотрим подробно простой пример, показывающий, как появляется алгоритм осуществления замысла. Сначала в воображении формируется цель. Пусть, например, человек по имени Поликарп пожелал, чтобы стены его ванной комнаты были отделаны плиткой. Такая цель может появиться только в воображении, потому что она не связана с реальной ситуацией - нет ни внешнего, ни внутреннего фактора, который мог бы непосредственно активизировать эту цель. Будем считать её первичной (она важна сама по себе, а не для достижения другой цели). Образ цели содержит условия, которым должен соответствовать результат. Грубо говоря, это может означать, что отделка должна быть в ванной, и что это должна быть плитка.

Детализация общего решения происходит практически на каждом шагу. Дело в том, что никакие реальные ситуации не повторяются в точности. Каждая в той или иной степени отличается от аналогичных. По этой причине все навыки, все известные решения, которыми располагает человек, сохраняются в общей модели с той или иной степенью обобщения. Для применения навыка, его нужно детализировать до конкретной ситуации. Чем реже человек попадает в аналогичные ситуации, тем более общим является навык, и тем более творчески происходит процесс детализации, требуя больше времени. Найти нужный навык помогает обобщение образа цели.

В нашем примере с плиткой, как и в любом другом, поиск решения начинается с вопроса: могу ли я прямо сейчас приступить к реализации цели? Разумеется, этот вопрос редко ставится в явном виде. Он занимает лишь мгновение, но для разбора примера его нужно задать явно. Ответ на данном этапе будет отрицательный, так как способ пока не выбран. Далее ставится другой вопрос: что нужно для начала реализации желаемого, или что препятствует этому? Как и предыдущий, этот вопрос тоже редко формулируется явно, но без него не обойтись, потому что за ним следует поиск готовых решений и навыков, соответствующих обобщённому образу цели.

Мозг Поликарпа находит целых три готовых общих решения: поклеить плитку самому, позвонить в фирму, которая этим занимается, или обратиться к другу. Поликарпу известно, что его друг недавно сам у себя в ванной поклеил плитку. Поэтому вариант "обратиться к другу" оказался в числе возможных решений. Так могут использоваться известные факты. Все три варианта являются взаимоисключающими, так как задачу нужно решить только один раз. Здесь начинается ветвление дерева решений. Каждая ветвь продолжает развиваться отдельно от остальных. Возьмём вариант "поклеить плитку самому", сделаем его вторичной целью, и попробуем развить до полного решения.

Снова задаётся пара стандартных вопросов. Это делается после каждой новой цели, как первичной, так и вторичной. На первый вопрос ответ отрицательный: прямо сейчас Поликарп не может начать клеить плитку. На второй вопрос имеющийся у него опыт сообщает, что до начала отделочных работ необходимо раздобыть плитку, клей и пополнить знания в данной области. Снова получили ветвление дерева. Но если в прошлый раз дерево ветвилось по "ИЛИ", то теперь - по "И". Это значит, для получения полного решения нужно будет каждую ветвь обязательно отработать до конца. При этом не имеет значения, в какой последовательности они войдут в окончательный план. Важно, чтобы они все в нём оказались.

Итак, Поликарп получил ещё три вторичные цели: раздобыть плитку, клей и пополнить знания. Далее, после очередной пары стандартных вопросов, выясняется: чтобы раздобыть плитку, нужно отправиться в магазин, или заказать её через интернет. Снова ветвление по "ИЛИ". Поликарп предпочитает потрогать товар руками, поэтому в качестве новой вторичной цели выбирает поход в магазин, но отправиться в магазин пока не может: сначала нужно выяснить площадь стен, которые предстоит покрыть плиткой, а ещё нужно взять с собой деньги. Вторичная цель "взять с собой деньги", наконец, даёт завершение ветвления, так как на вопрос, можно ли это сделать уже сейчас, ответ положительный. А вот с площадью стен немного сложнее: на вопрос, что нужно для достижения этой цели (выяснения площади), откликается известная геометрическая закономерность, требующая знать ширину и высоту. Снова происходит ветвление, но на этих двух новых целях ветвление завершается, так как измерить ширину и высоту можно хоть сейчас.

Далее ветвь, указывающая на необходимость раздобыть клей, объединяется с покупкой плитки, так как разветвляется на "отправиться в магазин" и "взять с собой деньги", что уже имеется в дереве. А вот "пополнить знания в данной области" сразу не получится: Поликарпу известен факт, что интернет с утра не работает. Второй из двух стандартных вопросов (что препятствует?) из-за этого даёт перебор вариантов: недоразумение с оплатой услуг, повреждение кабеля, неисправность оборудования и т.д. Но, допустим, Поликарпу удалось благополучно решить вопрос с интернетом, и вот, наконец, все ветви дерева отработаны до завершения. Это значит, что вторичная цель на конце каждой ветви на первый стандартный вопрос отвечает положительно: да, можно приступать к исполнению хоть сейчас.

В итоге Поликарп получил древовидную структуру, которая может содержать несколько возможных способов достижения первичной цели. Каждый из них представляет собой обратную цепочку из хорошо известных навыков и решений. Сложная задача оказалась разбита на последовательность простых. Но это ещё не алгоритм. Чтобы получить алгоритм, нужно развернуть цепочку так, чтобы цель оказалась в конце.

Проделав это, Поликарп получает план действий:
- почитать в интернете, как правильно клеить плитку;
- измерить ширину и высоту поверхности, подлежащей отделке;
- вычислить площадь поверхности;
- взять деньги;
- отправиться в магазин;
- купить клей;
- купить плитку;
- приступить к осуществлению первичной цели

Весь этот план служит одной цели, обозначенной в последней строчке. Исполнив его по пунктам, Поликарп получит то, что хотел: плитку на стенах в ванной. Приступить к реализации плана он может прямо сейчас. Но, как уже было сказано, и в процессе реализации часто приходится вносить корректировки в план.

Данный пример, конечно, очень груб. Его можно развивать и уточнять до бесконечности. Но и в таком виде он неплохо показывает, что принципы мышления можно изучать и объяснять, что процесс мышления тоже состоит из элементов, роль и взаимодействие которых можно выяснить.

[Предыдущая глава] | [Оглавление] | [Следующая глава]